Dvar. Четыре шага во мрак.
Вступление во мрак.
Dvar – это, пожалуй, самая темная группа на отечественной сцене. Их странная музыка, в сочетании с визжащим вокалом создают у человека ощущение некой беспомощности, их музыка проникает глубоко в мозг, создавая иллюзию транса. Какофония звуков, создающих эту зловещую атмосферу, пробуждает в человеке нестерпимое желание слушать ее дальше. И с каждым разом она затягивает человека все глубже и глубже в бездну страха. Все песни они исполняют на никому не известном языке, на так называемом «энохе», это придает группе еще более таинственную атмосферу.
Dvar играет в своем собственном стиле, и если пытаться охарактеризовать их теми стилистическими гранями, которые существуют ныне, то и Noise и Ambient и Darkwave и Lightwave, все эти стили относятся к творчеству группы Dvar. И все же общепринято считать их стиль Darkwave, поэтому не буду откланяться от норм.
Итак, дата образования группы, собственно как и город и даже количество человек в группе неизвестны. Ходят слухи, что в группе 2 человека (основано на фотографии с CDR сингла «Taai Liira» на которой изображены расплывчатые черты лиц двух человек) и то, что они из Москвы, хотя достоверно эти предположения не были подтверждены, но и не опровергнуты.
Шаг первый. Начало истории.
Первый официальный альбом группы был выпущен на лейбле Radio Luxor / E.N.D.E в Италии в 2000 году. Альбом был назван Piirrah и разошелся тиражом в 512 экземпляров, но не официальный альбом был выпущен гораздо раньше…
На дворе 1997, год в котором впервые в массовую продажу США запустили DVD диски и проигрыватели, год, в котором появился Pentium II и был убит Джане Версачи, но мало кто знает, что в этом же году в Москве начала свое распространение кассета, которая, впоследствии, перевернет жизнь некоторых горожан. После прослушивания ее содержимого у слушателя начиналась полоса неудач, умирали родственники, друзья, знакомые, как будто кто-то свыше не хотел, что бы ее слушали. Название этой кассеты – Raii. Может быть это просто легенда, пиар ход для раскрутки альбомов, а может и нет.… Ведь в поддержку мистической теории говорит и некоторые несостыковки: во-первых, если это действительно пиар ход, то какой в нем смысл? Достоверно известно, что Raii был записан дома, а не в студии и количество его копий было совсем не много, поэтому стала бы группа делать пиар альбому, копий которого около 10?! Очевидно, нет, невыгодно. Во-вторых, доселе не известна судьба Shadow Angel’a, владельца неофициального сайта Dvar. В 2000 году он просто исчез. Предварительно он писал о некоторых событиях, которые происходили с ним после покупки этого альбома… Можно думать, что ему просто надоел сайт, надоела группа, и он решил этим не заниматься, но факт остается фактом, последнее обновление на его сайте датировано 2000 годом. Ну и, в-третьих, самый главный аргумент «за» это реакция Dvar на все эти события, эти строчки неоднократно цитировались различными авторами, позволю себе и я процитировать их: "Мы не должны были этого делать. Эти работы готовили нас самих", из этих слов явно видно их нежелания распространения альбома.
Шаг второй. Идеология.
Если судить по интервью, данному музыкантами одному из известных сайтов, то Dvar это проект, появившийся на свет не просто так. По заверению музыкантов, они являются лишь проводниками того, что идет свыше. Позволю себе процитировать отрывок из интервью группы: «Однажды ночью одному из нас во сне явилось некое Существо, и в конце разговора Оно назвало свое имя. После пробуждения это имя было сразу записано на бумаге буквами латинского алфавита. Это имя – DVAR (Та самая надпись была впоследствии помещена на обложку "Raii"). Через некоторое время мы стали делать DVAR. Невозможно объяснить, как это проходит через нас и облекается в фонетические и музыкальные формы. Со временем мы научились не привносить ничего от себя самих. Все, что Вы слышали - это сам DVAR. Это больше похоже на практику медиумов, чем на простое творчество. Все, что мы делали раньше, происходило совсем другим образом».
Шаг третий. Продолжение истории.
Следующим после Raii был CDR сингл Taai Liira. Он уже не отличался такой «враждебностью» по отношению к окружающим, но внутренняя наполненность его была также сильна, как и Raii. Следом, наконец, музыканты выпустили Piirrah, как я уже говорил, первый студийный альбом. С 2002 года начинается официальная история группы Dvar. Уже второй альбом Roah был выпущен на нашем, российском, лейбле Irond ltd с которым музыканты сотрудничали вплоть до 2005 года. На нем были записаны альбомы Roah (2003), Rakhilim (2004), Taai Liira (2004), Hor Hor (2005), Oramah Maalhur (2005). Последующие альбомы они уже выпускали на других лейблах, так альбом Jraah Mraah (2007) был выпушен уже на лейбле Gravitator Records, а самый новый альбом Zii (2008) на Art Music Group. Думаю, не будет лишним побольше рассказать о каждом из альбомов.
Итак, начнем с первого альбома Piirrah. Очень темный, мрачный и немного жутковатый альбом, среди всех 11 его треков царит атмосфера полной беспомощности, каждый звук, каждая фраза в нем пропитана некой энергетикой, которую нам, простым смертным, не понять, но можно прочувствовать каждой клеточкой мозга.… Достаточно просто ночью, в одиночестве, послушать пару треков из Piirrah, что бы вас окутал настоящий страх, без какой либо ведомой причины. В общем, один из самых удачных альбомов Dvar.
Следующий альбом Roah кардинально отличается от предыдущего, если бы не манера исполнения можно было бы подумать что это вообще не Dvar, спокойные, мелодичные мелодии сдобренные немалой порцией жутковатого вокала уже не вызывают приступы страха, а только лишь медитативные ощущения. Этот альбом просто приятно слушать и расслабляться под него. Если оценивать по пятибалльной шкале, то это чистая четверка. В общем, для расслабления сойдет…
Альбом Rakhilim третий студийный альбом группы, очень не плохая энергетика, хороший звук. Более веселая музыка в сочетании с голосом, который, как будто издевается над слушателем, очень напряженно пытается донести до нас то, что мы никак не можем понять. Но музыка уже начинает откат от привычного Darkwave в сторону «света».
Taai Liira – без вопросов, самый известный альбом Dvar. Но вот лучший ли? Конечно, каждый человек решает для себя сам, что лучше, а что хуже, я лишь могу посоветовать в выборе альбома и рассказать о нем. Итак альбом Taai Liira, очень напряженный и немного трудный для восприятия. Он более мелодичный, более «светлый» (если так можно выразиться о Dvar), чем прошлые альбомы, здесь явно можно услышать более «веселые» музыкальные композиции, чем, допустим, на альбоме Piirrah, музыка «отчаянья» сменяется музыкой «размышления» заставляя воспринимать его не так как других.
Hor Hor, как и каждый из альбомов Dvar, по своему уникален, на этом альбоме происходит плавное перетекание стиля группы из Darkwave в Lightwave, в альбоме содержаться и «темные» и «светлые» песни и очень оригинально сочетаются в общую композицию. Например, веселая песенка Hor Hor, в которой из всех слов только «хорь, хорь», по-моему как раз и является переходной к Lightwave, над этой песенкой можно просто посмеяться, или еще более веселая, да и с не особо приятным названием для русского уха, песня Myadah. При этом наравне с ними, Annoahim, по исполнению немного напоминает Ave Maria, песня выдержана в их старом стиле Darkwave. В общем, очень не плохой альбом, но жаль, что группа постепенно уходит из «темноты» своего раннего творчества в «свет» будущего.
Если рассматривать все их альбомы подряд, то можно заметить некую закономерность, с каждым альбомом музыка становиться все веселее и веселее. В доказательство этого достаточно прослушать пару песен из их седьмого альбома Oramah Maalhur, например песню пациентов психбольницы, Raamshar, в которой истеричный смех сменяется, каким-то непонятным кваканьем, а оно, в свою очередь, другими нечленораздельными звуками. Или Hindcrashim, которая тоже не отличается серьезностью. В общем один из худших альбомов старой группы.
Jraah Mraah восьмой альбом Dvar (седьмой студийный), можно сказать предсмертный альбом группы на нем заканчивается история группы Dvar как Darkwave и Lightwave проекта. Музыка становится уже более танцевальной, от чего теряется прежняя атмосфера группы. Если прошлые альбомы еще несли в себе некую серьезность, то здесь уже явно видно, то, что они поют обыкновенный выдуманный текст и то, что это обыкновенный прикол.
Dvar умер! Очень грустно от того Dvar который сотрясал своей музыкой людей, заставляя впадать в состояние страха, то что присутствует на альбоме Zii. Жёсткий Darkwave опустился до банального транса, как это не прискорбно…. Но надеюсь, что Dvar выпустили этот альбом только ради чистки рядов своих фанатов, истинные фаны слушали раньше, будут слушать и сейчас. От былой энергетики группы осталось только слово Dvar в ее названии….
Шаг четвертый. Заключение. Осознание.
Можно относиться к Dvar как к клоунам, которые просто орут в микрофон нечто несуразное и никакого смысла не несут в своих песнях, а можно искренне верить в то, что эта музыка откуда-то свыше, от некоего существа скрывающегося под именем Dvar. Любое предположение имеет право на существование. Но, во всяком случае, творчество Dvar интересно и уникально хотя бы по тому, что никто до них ничего подобного не делал и просто заслуживает внимания и уважения. Непонятность их текстов, завораживающая атмосфера музыки все это делает их более мистическими и интересными обществу. Лично я не жалею тех часов, которые провел при прослушивании их музыки.
При написании данной статьи была использована информация, взятая с:
1. Википедии, свободной интернет энциклопедии (ru.wikipedia.org);
2. Неофициального сайта группы Dvar (dvardarkwave.narod.ru);
3. сайта LastFM (lastfm.ru);
4. официального сайта Irond ltd. (irond.ru);
5. официального сайта Gravitator Records (gravitator.ru);
6. неофициального Фан-сайта Dvar (old.gothic.ru/dark/dvar/index.htm);